Возражение Похвиснева А.А. на мнение депутата Гадяцкого, Миргородского и Полтавского полков от шляхетства Николая Мотониса

Материал из Проект Дворяне - Вики

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
См. [[Мнение депутата Гадяцкого, Миргородского и Полтавского полков от шляхетства Николая Мотониса]]
См. [[Мнение депутата Гадяцкого, Миргородского и Полтавского полков от шляхетства Николая Мотониса]]
-
СИРИО.Т.4.С.190-191
+
РГАДА. Ф.342. Оп.1. Д.114. Ч.1. Л. 82-83 об.
 +
 
 +
Мнение депутата Кромского от дворянства Александра Похвиснева «на читанной голос господина Депутата полков Гадицкого, Миргородского и Полтавского от дворянства Николая Мотониса представляет: что ежели дворянское достоинство не иным чем, как отличною добродетелью, любовью и ревностью к отечеству и Государю приобретается, то из того следует, что всякой желающий получить оное, долженствует сохранить правила, могущие сие неоценное даровать ему достоинство. Сие мнение почитает он, господин депутат, (//Л.83) неоспоримым, но притом рассуждает, что надлежит войти в подробности, могущие причинить ущерб чести сего звания, затмить его славу и сделать оное столь общим, что таковое получение не будет уже почитаться столь важным и великим, как по воображению быть должно. Известно уже, что всякая вещь теряет свою важность, сделавшись весьма употребительною, то может равное последовать и с дворянским достоинством, когда многие будут иметь власть жаловать оным, и можно ли уверену быть о добродетели и чести в нижних чинах находящихся людей, когда они под строгим смотрением должность свою отправлять должны, тем паче пресекается им случай впадать в пороки, а не оказывается их добродетель. Того ради мнит он, что тогда надлежит уже сим награждать достоинством, когда кто из служащих до такой дослужится степени, что добродетель свою произвольно, а не из принуждения оказывать станет, и то прилично только одному Государю, яко удаленному от всех пристрастий. Когда же приобретение дворянства соединено будет с получением обер-офицерского чина, то оное от воли многих зависеть будет, и неминуемо клонится к разрушению его слава; ибо статься может, что места начальников, таковую власть имеющих, заступят такие, кои будут стараться угождать более пристрастиям своим,  нежели поспешествовать общей пользе. Когда же награждение изящным сим достоинством предано будет одной Монаршей токмо власти, то следует немалой от того ожидать пользы. Разность же между человеком, получившим дворянское достоинство, и таким, который дошел только до обер-офицерского чина будет состоять в том, что последнее смертию пресекается, а первое в вечной потомство к незыблемой памяти, на украшение всего от него произшедшего рода остается; почему и не согласно, чтоб вечное со временным (//Л.83об) в одном осталось уважении, и не можно положить, чтоб нижнего чина заслуги достаточны были по свойству своему к получению толь важного награждения. Все то, что вечной посвящается славе требует многих лет и великих заслуг».
 +
 
 +
Опубликовано: СИРИО.Т.4. СПб., 1869. С.190-191
[[File:Img СИРИО.Т.4.С.190-191.jpg|600px]]
[[File:Img СИРИО.Т.4.С.190-191.jpg|600px]]

Версия 20:54, 19 октября 2011

См. Мнение депутата Гадяцкого, Миргородского и Полтавского полков от шляхетства Николая Мотониса

РГАДА. Ф.342. Оп.1. Д.114. Ч.1. Л. 82-83 об.

Мнение депутата Кромского от дворянства Александра Похвиснева «на читанной голос господина Депутата полков Гадицкого, Миргородского и Полтавского от дворянства Николая Мотониса представляет: что ежели дворянское достоинство не иным чем, как отличною добродетелью, любовью и ревностью к отечеству и Государю приобретается, то из того следует, что всякой желающий получить оное, долженствует сохранить правила, могущие сие неоценное даровать ему достоинство. Сие мнение почитает он, господин депутат, (//Л.83) неоспоримым, но притом рассуждает, что надлежит войти в подробности, могущие причинить ущерб чести сего звания, затмить его славу и сделать оное столь общим, что таковое получение не будет уже почитаться столь важным и великим, как по воображению быть должно. Известно уже, что всякая вещь теряет свою важность, сделавшись весьма употребительною, то может равное последовать и с дворянским достоинством, когда многие будут иметь власть жаловать оным, и можно ли уверену быть о добродетели и чести в нижних чинах находящихся людей, когда они под строгим смотрением должность свою отправлять должны, тем паче пресекается им случай впадать в пороки, а не оказывается их добродетель. Того ради мнит он, что тогда надлежит уже сим награждать достоинством, когда кто из служащих до такой дослужится степени, что добродетель свою произвольно, а не из принуждения оказывать станет, и то прилично только одному Государю, яко удаленному от всех пристрастий. Когда же приобретение дворянства соединено будет с получением обер-офицерского чина, то оное от воли многих зависеть будет, и неминуемо клонится к разрушению его слава; ибо статься может, что места начальников, таковую власть имеющих, заступят такие, кои будут стараться угождать более пристрастиям своим, нежели поспешествовать общей пользе. Когда же награждение изящным сим достоинством предано будет одной Монаршей токмо власти, то следует немалой от того ожидать пользы. Разность же между человеком, получившим дворянское достоинство, и таким, который дошел только до обер-офицерского чина будет состоять в том, что последнее смертию пресекается, а первое в вечной потомство к незыблемой памяти, на украшение всего от него произшедшего рода остается; почему и не согласно, чтоб вечное со временным (//Л.83об) в одном осталось уважении, и не можно положить, чтоб нижнего чина заслуги достаточны были по свойству своему к получению толь важного награждения. Все то, что вечной посвящается славе требует многих лет и великих заслуг».

Опубликовано: СИРИО.Т.4. СПб., 1869. С.190-191

Просмотры
Личные инструменты