Колычев Василий Петрович

Материал из Проект Дворяне - Вики

Перейти к: навигация, поиск

Золотой список

ФИО: Колычев (Калычев[1]) Василий Петрович (м.)
Годы жизни: 1736-1794[2] (похоронен в Новоспасском м-ре) [3]

Мать: гр. Шереметева Е.В. [3] или Колычева Екатерина Михайловна, урож. Милославская[4]
Отец: Колычев Петр Степанович, женат дважды: 1-я жена Шереметева, 2-я Милославская Екатерина Михайловна "(все дети от 2-го брака)"[5]
Сословная принадлежность: "происходил из старинной дворянской семьи" [2].

Ранг: поручик[2]

Образование (в т.ч. грамотность): "Первоначальное воспитание получил дома. В 1752 г. Колычев был определен в Сухопутный шляхетный корпус"[3].
служба: "Из корпуса был выпущен в Выборгский пехотный полк"[3]. "...служил, участвовал в Семилетней (1756-1762) и русско-турецкой (1768-1774) войнах"[2], "о чем вспоминал в стихотворном автобиографическом послании «Письмо к князю П. А. Черкасскому»". В 1762 г. — подпоручик. [3].

Гражданская служба: Выйдя в отставку в сер. 1760-х гг. в чине поручика, К. поступил на гражданскую службу в Москве, проводя каждое лето в имении с. Чоглоково, Одоевский у., Тульская губ. [3].

Имения: "помещик Тульской губ., после выхода в отставку жил в родовом имении Одоевского уезда".[2]. "Последнюю часть жизни Колычев в основном посвятил занятиям хозяйством в своем имении, причем входил во все подробности крестьянского быта, составил правила для управляющих имениями. Посетивший в 1794 г. имение Колычева в с. Чоглоково А.Т. Болотов был в восторге от радушия хозяина и рациональной организации хозяйства" [1] [3].

Усадьбы (где, кол-во душ и т.д.): с. Чоглоково, Одоевский у., Тульская губ.

Супруг/а/и: В 1783 женился на Д.А. Тихменевой (ум. 1817), внучке известного в царствование Петра I интенданта П.И. Машкова [3]; Колычева Дарья Алексеевна, ур. Тихменева[6].
Дети: Колычев Сергей Васильевич, человек очень богатый, блестящий офицер, "образованный и ученый, философ и "вольтерьянец"... жил в Саратовском имении.[7]

Прочие родственники: братья: Колычев Федор Петрович (ум. 11 ноябр. 1790), жена Колычева Анна Никитична, ур. Лакщова (ум. 10 ноябр. 1842)[8];

Колычев Петр Петрович[8];

Колычев Степан Петрович[8];

Колычев Михаил Петрович, жена Колычева Мария Петровна, урож. княжна Волконская [8];

Колычев Николай Петрович, жена Колычева Прасковия, ур. Бартенева[8]

Творческая деятельность: Писатель-просветитель[2]. "В 1781 К. выпустил сборник стихотворений «Труды уединения», который посвятил Н.П. Шереметеву"[3]. "Одновременно Колычев издает сборник пьес «Театр В.К.» (1781), в который вошли «трагедия гражданская в прозе» «Бедство, произведенное страстью, или Сальвиний и Адельсон» и комедии «Дворянющейся купец» и «Развратность, исправляемая благомыслием». Трехактная комедия «Дворянющейся купец», подражание «Мещанину во дворянстве» Мольера, осмеивает притязания невежественного купца на дворянское звание; при этом К. не отрицает важности и полезности в государстве купеческого сословия. В 1779 Колычев посетил Петербург с целью постановки (25 февр. 1780) на сцене Придворного театра своей комедии, которая заслужила, по отзывам современников, одобрение присутствовавшей на спектакле Екатерины II. Сохранилось свидетельство А.Т. Болотова о посещении им Коолычева в Москве, чтении Колычевым своей трагедии «Сальвиний и Адельсон» и объяснениях по ходу чтения пьесы /.../. Отдельно Колычев издал «пастушью оперу» (в 2-х д.) «Тщетная ревность, или Перевозчик кусковский» и ее продолжение — развлекательный одноактный дивертисмент («малая опера») «Гулянье, или Садовник кусковский» (1781). В качестве музыкального сопровождения к песням и романсам «пастушьей оперы» были использованы фрагменты из различных фр. комических опер, а музыка увертюры и антракта принадлежала Г. Пуньяни, гастролировавшему в это время в России; «малая опера» сопровождалась музыкой И. И. Керцелли. Сочиненная специально для театра гр. П.Б. Шереметева «пастушья опера» была представлена летом 1781 г. в его имении Кусково и тогда же напечатана.

По-видимому, в конце жизни Колычев готовил новое издание своих стихотворений под назв. «Творения Василия Петровича Колычева. Труды уединения. Издание второе» /.../. Помимо опубликованных ранее в сборник включено девять новых стихотворений. Среди них эпитафии В.М. Долгорукому-Крымскому и З.Г. Чернышеву, а также «Надпись к грудному изображению Б.П. Шереметева» на случай открытия в Эрмитаже памятника знаменитому фельдмаршалу, которому К. приходился внучатым племянником"[3]. "По свидетельству биографов Колычева, ему принадлежат переводы комической оперы (в 1-м д.), «Два сильфа», комедии (в 5-ти д.) «Несчастный» (тексты обеих пьес не сохр.) и вольная переработка интермедии Ж.-Ж. Руссо «Деревенский колдун», приписываемая также В.И. Майкову"[3].

Фрагменты текстов, цитаты: "110. Колычев Василий Петрович (1736-1794), писатель-просветитель, происходил из старинной дворянской семьи, помещик Тульской губ., служил, участвовал в Семилетней (1756-1762) и русско-турецкой (1768-1774) войнах, поручик, после выхода в отставку жил в родовом имении Одоевского уезда. Соч.: "Труды уединения В.К." (М., 1781), " Театр В.К." (М., 1781).[2]

"Современником Батурина был еще один писатель и просветитель - Василий Петрович Колычев (1736-1794). Он происходил из старинной дворянской семьи, был очень богатым человеком, владельцем более двух тысяч душ в Тульской, Московской, Костромской и Саратовской губерниях. Он также участвовал в Семилетней войне (1756-1762), служа в Выборгском пехотном полку, затем вышел в отставку поручиком. Дальнейшую жизнь он почти постоянно прожил в своем имении в д. Чоглоково Одоевского уезда Тульской губернии, лишь иногда выезжая на зиму в Москву [31][9].

С В.П.Колычевым был знаком А.Т.Болотов, который охарактеризовал его как "человека умного, любопытного, ученого, ласкового, богатого, имеющего прекрасный характер и давно добивавшегося меня видеть и со мною, знакомым ему давно по моим сочинениям, лично познакомиться". В один из своих приездов к Колычеву Болотов "нашел у него все со вкусом устроенное и расположенное и мог довольно с ним обо всем наговориться и расстался с ним, сделавшись с ним хорошим приятелем" [32][1].

В своем литературном творчестве Колычев отразил устремления передовых кругов дворянства, поднял насущные для своего времени вопросы - свободы, равенства людей, необходимости просвещения. Из его произведений до нас дошли два сборника, изданные полуанонимно: "Труды уединения В.К." (Ч. 1. М., 1781) и "Театр В.К." (М., 1781). Свои общественно-политические взгляды, которые он старался пропагандировать всеми доступными средствами, он обстоятельно изложил в комедии "Дворянющийся купец" (1780), которая была поставлена на сцене придворного театра в Петербурге и представлялась широкому кругу публики [33][10].

Вопросы равенства всех людей, несправедливости колониальных завоеваний Колычев поднял в поэме "Письмо американца к европейцу". В уста своего героя, порабощенного завоевателями индейца, Колычев вложил идею о праве народов на самостоятельность:

Ты равным создан мне, и тем лишь отличался,/ Что равных утеснять отважно устремлялся.

Важным вкладом в развитие прогрессивных идей в России была постановка Колычевым еще до появления "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева вопроса о праве борьбы угнетенных с поработителями:

Мученье не стерпев, был вольным я рожден,/ И равным быть тебе на свете осужден,/ Я, узы разорвав, от рабства удалялся,/ И кровию моей твоим врагом быть клялся./ Коль право ты имел мне рабство налагать,/ Я оное обрел, чтоб рабства избегать.


В поэме Колычев выступил убежденным противником рабства и показал несостоятельность упований на бога в вопросах борьбы с рабством [34][11]. Особый интерес представляет для нас стихотворение Колычева "Письмо о пользе учения к Василию Сергеевичу Шереметеву" (1781), в котором автор прославлял науки и говорил о необходимости просвещения. В этом стихотворении Колычев полемизировал c известным положением Ж.-Ж.Руссо о том, что науки и цивилизация вредны для человечества. Колычев страстно и убежденно доказывал, что все несчастья человечества - войны и чужеземные завоевания, религиозный фанатизм и нетерпимость, суеверия и предрассудки - происходят от невежества. В его стихах звучит глубокая вера в силу просвещения и науки:

В глубокой древности, времян сих удаленной,/ Народов видим мы рассудок ослепленный,/ Лишенный силы ум, с какой он смертным дан,/ Притуплен грубостью и буйством их попран./ Мы видим веру их без правил и ученья / И жертвенник их зрим источником мученья.../ Науки я пою и славлю их успехи./ Прибытки важные и разные утехи, / Которые от них имеем мы себе.../

Далее Колычев пояснял, каким образом приносят пользу человечеству физика, астрономия, химия, математика, военные науки, архитектура, история. Он убеждал читателей в верности гелиоцентрической системы Коперника. Про себя он писал: "Я время провожу, любезный друг, в ученье". Затем он перечислял своих кумиров:

Гасенди, Лейбниц, Вольдо, Мопертюи, Невтон, Лок,/ Сократ, Эпикур, премудрейший Платон, Тит Ливий,/ Ксенофонт, Вель, божественный Гомер, Депрей,/ Ювенал, Мольер, Геллерт и Вольтер,/ Наставники мои, светильники уму,/ Которые, прогнав невеждества всю тьму,/ Довольные собой примеры показали,/ Что счастливо они на свете пребывали:/ Труды их принесли велику пользу нам,/ Осталась память их к позднейшим временам,/ Дверь храма мудрости рукой их отворили,/ Нас к знаниям они и к музам проводили,/ Ложь с истиною нас учили различать,/ От заблуждениев нас тщались излечать.

Колычев прославлял древних царей и мыслителей, просвещавших своих сограждан, знаменитых архитекторов и художников, создавших бессмертные шедевры искусства. В русской истории он отдавал дань царям Алексею Михайловичу, издавшему "Уложение" 1649 г. - первый свод законов русского государства, и Петру I, реформами которого "умы от уз... освободились". Колычев одним из первых среди современников оценил научные достижения Ломоносова [35][12]. Таким образом, перед нами человек, владевший всеми достижениями современной ему науки и философии, обладавший стройной системой передовых общественно-политических взглядов, призывавший своих современников следовать законам разума, просвещать свой ум, так как именно в этом состоит отличие людей от животных и в этом, по его мнению, залог счастья человечества.").[2]

Прочее: До 1917 г. бумаги Колычева хранились в семейном архиве Колычевых в родовом имении Боде-Колычевых с. Лукино, Звенигородский/Московский у., Московская губ.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Болотов А.Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова. Т. 4. СПб., 1871. С. 1190-1191./ Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738-1793.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина. Очерки культуры и быта Тульской губернии XVIII- первой половины XIX вв. Тула,1993. С. 175. Приложение: Список писателей и ученый Тульской губернии XVIII - первой пол. XIX вв.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Стенник Ю.В. Колычев Василий Петрович // Словарь русских писателей XVIII в. (ИРЛИ РАН) [1]
  4. Петр Долгоруков. Российская родословная книга. Т. IV. Кн. 6. С. 142.
  5. Петр Долгоруков. Российская родословная книга. Т. IV. Кн. 6. С. 142.
  6. Петр Долгоруков. Российская родословная книга. Т. IV. Кн. 6. С. 142.
  7. Голомбиевский А. "Святая могила" // Русский архив. 1904. № 12. С. 573.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Петр Долгоруков. Российская родословная книга. Т. IV. Кн. 6. С. 142.
  9. Голомбиевский А.А. "Святая могила". Биографические заметки о С.В.Колычеве // Русский архив. 1904. Кн. 3. N 12. С. 565.
  10. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. С. 279-280.
  11. Цит.по кн.: Светлов Л.Б. Писатель-вольнодумец XVIII века. В.П.Колычев // Вопросы истории религии и атеизма. Т. З. М., 1956. С. 247-252.
  12. Перепечатано в кн.: Русские просветители (от Радищева до декабристов). Т. 2. М., 1966. С. 363 -372.

Газета XVIII века «Санктпетербургские Ведомости» Указатели к содержанию (1761-1775 гг.) - упоминается Калычев Василий, подпоручик в 1773 г., очевидно, не он.[2]

Просмотры
Личные инструменты