Колычев Василий Петрович

Материал из Проект Дворяне - Вики

Версия от 16:51, 18 июля 2016; Миша Ослон (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Золотой список

ФИО: Колычев (Калычев[1]) Василий Петрович (м.)
Годы жизни: 1736-1794 гг.[2] (похоронен в Новоспасском м-ре) [3].

Мать: Шереметева Е.В., гр.[3] или Колычева Екатерина Михайловна, урож. Милославская[4].
Отец: Колычев Петр Степанович, женат дважды: 1-я жена Шереметева, 2-я Милославская Екатерина Михайловна "(все дети от 2-го брака)"[5]; (1710-1776), участник "проекта 364-х", поданного Анне Иоанновне в 1730 г., солдат гвардии (в 1730 г.) [6].
Сословная принадлежность: "Происходил из старинной дворянской семьи" [2].

Ранг: Поручик[2].

Образование (в т.ч. грамотность): "Первоначальное воспитание получил дома. В 1752 г. Колычев был определен в Сухопутный шляхетный корпус"[3].

Военная служба: "Из корпуса был выпущен в Выборгский пехотный полк"[3]. "...служил, участвовал в Семилетней (1756-1762) и русско-турецкой (1768-1774) войнах"[2], "о чем вспоминал в стихотворном автобиографическом послании «Письмо к князю П. А. Черкасскому»". В 1762 г. — подпоручик. [3].
Гражданская служба: Выйдя в отставку в сер. 1760-х гг. в чине поручика, К. поступил на гражданскую службу в Москве, проводя каждое лето в имении с. Чоглоково, Одоевский у., Тульская губ. [3].

Имения: "Помещик Тульской губ., после выхода в отставку жил в родовом имении Одоевского уезда"[2]. "Последнюю часть жизни Колычев в основном посвятил занятиям хозяйством в своем имении, причем входил во все подробности крестьянского быта, составил правила для управляющих имениями. Посетивший в 1794 г. имение Колычева в с. Чоглоково А.Т. Болотов был в восторге от радушия хозяина и рациональной организации хозяйства" [1] [3].

Тульская губ., Одоевский у.:

Усадьбы (где, кол-во душ и т.д.): С. Чоглоково, Одоевский у., Тульская губ.[3],[1].

Супруг/а/и: В 1783 женился на Д.А. Тихменевой (ум. 1817), внучке известного в царствование Петра I интенданта П.И. Машкова [3]; Колычева Дарья Алексеевна, ур. Тихменева[7].
Дети: Колычев Сергей Васильевич, человек очень богатый, блестящий офицер, "образованный и ученый, философ и "вольтерьянец"... жил в Саратовском имении.[8]

Прочие родственники: Братья: Колычев Федор Петрович (ум. 11 ноябр. 1790), жена Колычева Анна Никитична, ур. Лакщова (ум. 10 ноябр. 1842)[9];

Колычев Петр Петрович[9];

Колычев Степан Петрович[9];

Колычев Михаил Петрович, жена Колычева Мария Петровна, урож. княжна Волконская [9];

Колычев Николай Петрович, жена Колычева Прасковия, ур. Бартенева[9].

Творческая деятельность: Писатель-просветитель[2]. "В 1781 К. выпустил сборник стихотворений «Труды уединения», который посвятил Н.П. Шереметеву"[3]. "Одновременно Колычев издает сборник пьес «Театр В.К.» (1781), в который вошли «трагедия гражданская в прозе» «Бедство, произведенное страстью, или Сальвиний и Адельсон» и комедии «Дворянющейся купец» и «Развратность, исправляемая благомыслием». Трехактная комедия «Дворянющейся купец», подражание «Мещанину во дворянстве» Мольера, осмеивает притязания невежественного купца на дворянское звание; при этом К. не отрицает важности и полезности в государстве купеческого сословия. В 1779 Колычев посетил Петербург с целью постановки (25 февр. 1780) на сцене Придворного театра своей комедии, которая заслужила, по отзывам современников, одобрение присутствовавшей на спектакле Екатерины II. Сохранилось свидетельство А.Т. Болотова о посещении им Коолычева в Москве, чтении Колычевым своей трагедии «Сальвиний и Адельсон» и объяснениях по ходу чтения пьесы /.../. Отдельно Колычев издал «пастушью оперу» (в 2-х д.) «Тщетная ревность, или Перевозчик кусковский» и ее продолжение — развлекательный одноактный дивертисмент («малая опера») «Гулянье, или Садовник кусковский» (1781). В качестве музыкального сопровождения к песням и романсам «пастушьей оперы» были использованы фрагменты из различных фр. комических опер, а музыка увертюры и антракта принадлежала Г. Пуньяни, гастролировавшему в это время в России; «малая опера» сопровождалась музыкой И. И. Керцелли. Сочиненная специально для театра гр. П.Б. Шереметева «пастушья опера» была представлена летом 1781 г. в его имении Кусково и тогда же напечатана.

По-видимому, в конце жизни Колычев готовил новое издание своих стихотворений под назв. «Творения Василия Петровича Колычева. Труды уединения. Издание второе» /.../. Помимо опубликованных ранее в сборник включено девять новых стихотворений. Среди них эпитафии В.М. Долгорукому-Крымскому и З.Г. Чернышеву, а также «Надпись к грудному изображению Б.П. Шереметева» на случай открытия в Эрмитаже памятника знаменитому фельдмаршалу, которому К. приходился внучатым племянником"[3]. "По свидетельству биографов Колычева, ему принадлежат переводы комической оперы (в 1-м д.), «Два сильфа», комедии (в 5-ти д.) «Несчастный» (тексты обеих пьес не сохр.) и вольная переработка интермедии Ж.-Ж. Руссо «Деревенский колдун», приписываемая также В.И. Майкову"[3].

Фрагменты текстов, цитаты: 1. "110. Колычев Василий Петрович (1736-1794), писатель-просветитель, происходил из старинной дворянской семьи, помещик Тульской губ., служил, участвовал в Семилетней (1756-1762) и русско-турецкой (1768-1774) войнах, поручик, после выхода в отставку жил в родовом имении Одоевского уезда. Соч.: "Труды уединения В.К." (М., 1781), " Театр В.К." (М., 1781)[2].

2. "Современником Батурина был еще один писатель и просветитель - Василий Петрович Колычев (1736-1794). Он происходил из старинной дворянской семьи, был очень богатым человеком, владельцем более двух тысяч душ в Тульской, Московской, Костромской и Саратовской губерниях. Он также участвовал в Семилетней войне (1756-1762), служа в Выборгском пехотном полку, затем вышел в отставку поручиком. Дальнейшую жизнь он почти постоянно прожил в своем имении в д. Чоглоково Одоевского уезда Тульской губернии, лишь иногда выезжая на зиму в Москву [31][10].

3. С В.П.Колычевым был знаком А.Т.Болотов, который охарактеризовал его как "человека умного, любопытного, ученого, ласкового, богатого, имеющего прекрасный характер и давно добивавшегося меня видеть и со мною, знакомым ему давно по моим сочинениям, лично познакомиться". В один из своих приездов к Колычеву Болотов "нашел у него все со вкусом устроенное и расположенное и мог довольно с ним обо всем наговориться и расстался с ним, сделавшись с ним хорошим приятелем" [32][1].

4. В своем литературном творчестве Колычев отразил устремления передовых кругов дворянства, поднял насущные для своего времени вопросы - свободы, равенства людей, необходимости просвещения. Из его произведений до нас дошли два сборника, изданные полуанонимно: "Труды уединения В.К." (Ч. 1. М., 1781) и "Театр В.К." (М., 1781). Свои общественно-политические взгляды, которые он старался пропагандировать всеми доступными средствами, он обстоятельно изложил в комедии "Дворянющийся купец" (1780), которая была поставлена на сцене придворного театра в Петербурге и представлялась широкому кругу публики [33][11].

5. Вопросы равенства всех людей, несправедливости колониальных завоеваний Колычев поднял в поэме "Письмо американца к европейцу". В уста своего героя, порабощенного завоевателями индейца, Колычев вложил идею о праве народов на самостоятельность:

Ты равным создан мне, и тем лишь отличался,/ Что равных утеснять отважно устремлялся.

Важным вкладом в развитие прогрессивных идей в России была постановка Колычевым еще до появления "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева вопроса о праве борьбы угнетенных с поработителями:

Мученье не стерпев, был вольным я рожден,/ И равным быть тебе на свете осужден,/ Я, узы разорвав, от рабства удалялся,/ И кровию моей твоим врагом быть клялся./ Коль право ты имел мне рабство налагать,/ Я оное обрел, чтоб рабства избегать.


В поэме Колычев выступил убежденным противником рабства и показал несостоятельность упований на бога в вопросах борьбы с рабством [34][12]. Особый интерес представляет для нас стихотворение Колычева "Письмо о пользе учения к Василию Сергеевичу Шереметеву" (1781), в котором автор прославлял науки и говорил о необходимости просвещения. В этом стихотворении Колычев полемизировал c известным положением Ж.-Ж.Руссо о том, что науки и цивилизация вредны для человечества. Колычев страстно и убежденно доказывал, что все несчастья человечества - войны и чужеземные завоевания, религиозный фанатизм и нетерпимость, суеверия и предрассудки - происходят от невежества. В его стихах звучит глубокая вера в силу просвещения и науки:

В глубокой древности, времян сих удаленной,/ Народов видим мы рассудок ослепленный,/ Лишенный силы ум, с какой он смертным дан,/ Притуплен грубостью и буйством их попран./ Мы видим веру их без правил и ученья / И жертвенник их зрим источником мученья.../ Науки я пою и славлю их успехи./ Прибытки важные и разные утехи, / Которые от них имеем мы себе.../

Далее Колычев пояснял, каким образом приносят пользу человечеству физика, астрономия, химия, математика, военные науки, архитектура, история. Он убеждал читателей в верности гелиоцентрической системы Коперника. Про себя он писал: "Я время провожу, любезный друг, в ученье". Затем он перечислял своих кумиров:

Гасенди, Лейбниц, Вольдо, Мопертюи, Невтон, Лок,/ Сократ, Эпикур, премудрейший Платон, Тит Ливий,/ Ксенофонт, Вель, божественный Гомер, Депрей,/ Ювенал, Мольер, Геллерт и Вольтер,/ Наставники мои, светильники уму,/ Которые, прогнав невеждества всю тьму,/ Довольные собой примеры показали,/ Что счастливо они на свете пребывали:/ Труды их принесли велику пользу нам,/ Осталась память их к позднейшим временам,/ Дверь храма мудрости рукой их отворили,/ Нас к знаниям они и к музам проводили,/ Ложь с истиною нас учили различать,/ От заблуждениев нас тщались излечать.

Колычев прославлял древних царей и мыслителей, просвещавших своих сограждан, знаменитых архитекторов и художников, создавших бессмертные шедевры искусства. В русской истории он отдавал дань царям Алексею Михайловичу, издавшему "Уложение" 1649 г. - первый свод законов русского государства, и Петру I, реформами которого "умы от уз... освободились". Колычев одним из первых среди современников оценил научные достижения Ломоносова [35][13]. Таким образом, перед нами человек, владевший всеми достижениями современной ему науки и философии, обладавший стройной системой передовых общественно-политических взглядов, призывавший своих современников следовать законам разума, просвещать свой ум, так как именно в этом состоит отличие людей от животных и в этом, по его мнению, залог счастья человечества.")[2].

Прочее: До 1917 г. бумаги Колычева хранились в семейном архиве Колычевых в родовом имении Боде-Колычевых с. Лукино, Звенигородский/Московский у., Московская губ.

Газета XVIII века «Санктпетербургские Ведомости» Указатели к содержанию (1761-1775 гг.) - упоминается Калычев Василий, подпоручик в 1773 г., очевидно, не он.[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Болотов А.Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова. Т. 4. СПб., 1871. С. 1190-1191./ Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738-1793.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина. Очерки культуры и быта Тульской губернии XVIII- первой половины XIX вв. Тула,1993. С. 175. Приложение: Список писателей и ученый Тульской губернии XVIII - первой пол. XIX вв.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Стенник Ю.В. Колычев Василий Петрович // Словарь русских писателей XVIII в. (ИРЛИ РАН). Электронная публикация: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1125.
  4. Петр Долгоруков. Российская родословная книга. Т. IV. Кн. 6. С. 142.
  5. Петр Долгоруков. Российская родословная книга. Т. IV. Кн. 6. С. 142.
  6. Курукин И.В., Плотников А.Б. 19 января - 25 феврала 1730 года: события, люди, документы. М.: Квадрига, 2010. С. 239.
  7. Петр Долгоруков. Российская родословная книга. Т. IV. Кн. 6. С. 142.
  8. Голомбиевский А. "Святая могила" // Русский архив. 1904. № 12. С. 573.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Петр Долгоруков. Российская родословная книга. Т. IV. Кн. 6. С. 142.
  10. Голомбиевский А.А. "Святая могила". Биографические заметки о С.В.Колычеве // Русский архив. 1904. Кн. 3. N 12. С. 565.
  11. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. С. 279-280.
  12. Цит.по кн.: Светлов Л.Б. Писатель-вольнодумец XVIII века. В.П.Колычев // Вопросы истории религии и атеизма. Т. З. М., 1956. С. 247-252.
  13. Перепечатано в кн.: Русские просветители (от Радищева до декабристов). Т. 2. М., 1966. С. 363 -372.
Просмотры
Личные инструменты