В.Л. Керов - Город в средневековой цивилизации Западной Европы. №7
Материал из Проект Дворяне - Вики
КЕРОВ В.Л.Город в средневековой цивилизации Западной Европы// Вопросы истории. 2003. №7. С.170-172.
М. Наука. Том 1. Феномен средневекового урбанизма. 1999. 342 с.; том 2. Жизнь города и деятельность горожан. 1999. 347 с.; том 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. 2000. 380 с.; том 4. Extra muros: город, общество, государство. 2000. 356 с.
Четыре тома рецензируемого издания (ответственный редактор А. А. Сванидзе) преследуют цель: подвести итоги изучения отечественной историографией весьма существенного феномена средневековой истории - западноевропейского города.
Во введении, излагающем задачи и особенности издания, его ответственный редактор подчеркивает, что авторы стремились показать средневековый город комплексно, в разнообразных функциях и аспектах и, главное, как одну из основных, несущих структур-конструкций средневекового общества. "Такая постановка вопроса, вытекающая из цивилизационного, системно-культурного подхода, является в отечественной медиевистике сравнительно новой... Она пробивала себе дорогу сквозь устарелые, догматические и компромиссные подходы" (с. 6.) Заметим, однако, что далеко не все в советской медиевистике (урбанистике) было "догматическим"; 1990-е годы породили новые догмы, не менее опасные для научных исследований, в чем автору этих строк довелось убедиться в августе 2000 г. на Всемирном конгрессе исторических наук в Осло.
За упомянутым введением следует важный раздел, также написанный Сванидзе: "Средневековые города Западной Европы: некоторые общие проблемы". К последним отнесены сам предмет рассмотрения, истоки и процесс складывания средневековых городов Западной Европы, место городов в средневековой общественной системе, этапы средневекового урбанизма. Справедливо подчеркивается, что город - не просто тип поселения или занятий, связанных с определенным образом жизни, но весьма существенный трансисторический феномен. В свете борьбы с упомянутыми выше "догмами" возникает вопрос: как относятся авторы к тем определениям сущности средневекового города, причинам его появления, отличиям от античного города и другим тезисам, которые составляли основу представлений традиционной советской историографии на этот счет. Речь идет прежде всего о появлении средневекового города как следствии развития производительных сил, углубления общественного разделения труда и изменения производственных отношений; короче - о формировании города, именно как центра ремесла и торговли в условиях отделения первого от сельского хозяйства. Ощущается несогласие авторов с этими формулировками, но, думается, что эту мысль следовало бы развить и подробнее сказать об этом прямо и более обоснованно. Оправдало бы, на наш взгляд, и более подробное освещение историографии указанной проблемы.
Удачен раздел: "Регионально-национальные особенности городской истории средневекового Запада" (с. 42 и след.) Авторы (в их числе нидерландский историк К. Л. Феркерк) объективно использовали достижения отечественной урбанистики и внесли в освещение этой темы много нового: успешно связывается возникновение и развитие городов не только с изменениями в жизни общества в конкретном регионе (стране), но и в Западной Европе в целом. Так, например, П. Ю. Уваров справедливо подчеркнул влияние Столетней войны и религиозных войн на процесс урбанизации во Франции (с. 70).
Представляется, что не во всех случаях авторами соблюдается логика изложения материала, в частности, при освещении соотношения общего и частного в историческом процессе. Это бросается в глаза в следующем разделе "Облик и устройство средневекового города", в основном написанном Т. П. Гусаровой. Рассматривая проблему "Город и ландшафт", сюжеты, связанные с укреплением города, внутригородской топографией и т.д., автор вдруг сосредотачивается на "городах Средиземноморья, Заальпийском городе". А где остальные регионы? Неожидан параграф А. Н. Немилова - "Образ города в немецкой гуманистической культуре XV-
стр. 170
XVI веков". Известная нелогичность изложения наблюдается и в разделе "Демографические характеристики средневекового города" (с. 169 и след.). Большая часть его - "Население городов" - хорошо написана Л. П. Репиной, однако, параграф "Брак и семья" сосредоточен почему то, без каких-либо объяснений, лишь на Флоренции (И. А. Краснова).
Полезен и интересен раздел "Этнические и конфессиональные меньшинства в городе" (с. 221 и след). Думается, однако, что здесь следовало бы учитывать современное состояние относящихся к этой теме проблем, в частности, еврейского вопроса. Слишком скупо в соответствующем параграфе (М. А. Юсим) говорится о преследовании евреев в западных странах. Крайнюю жестокость по отношению к ним проявляли и короли, и плебеи. Российскому читателю было бы интересно узнать, как эти явления практически подготовили (начиная с XVI в., упоминаемого в этом параграфе) исход евреев на Восток (о чем в свое время подробно писал Т. Н. Грановский) - сначала на территорию Польши, а после ее разделов - в Пруссию, Австрию и Россию.
Интересен раздел "Замок и город" (с. 251 и след.), написанный в основном С. К. Цатуровой. Но и здесь из логического ряда выбивается рассмотрение урбанизационного процесса на примере лишь Италии (Н. А. Селунская).
Особое внимание привлекает раздел "Монастыри в городе" (Н. Ф. Усков) (с. 284 и след.) Здесь, к сожалению, отсутствует специальный разговор о роли церкви и религии в средние века, без чего трудно понять конкретное содержание таких параграфов как "Город в монашеской теологии", "Старое монашество в городе", "Монастырский город", "Нищенствующие ордена в городах". Автор пытается исправить указанный недостаток, начиная повествование с истории раннехристианских общин I-II веков, проявив себя при этом знатоком конкретной истории. Однако здесь опять-таки был бы очень полезен и целостный теоретический анализ роли церкви и религии в условиях средневековья.
Возьмем, например, проблему нищенствующих орденов. Ведь основные ордена - францисканский и доминиканский - были созданы папством именно после разгрома в основном городских (и по своим истокам и по составу) движений, хотя его использовали и феодалы. Известна борьба папства с Франциском Ассизским, (на первом этапе его деятельности), действительно пытавшегося сосредоточиться на проблеме "способа жизни в бедности", что ему, впрочем, не удалось. При изложении конкретной истории допущены некоторые неточности. Так, вряд ли правильно писать что Клара Ассизская "находилась в тесных контактах со св. Франциском" (с. 308) - она просто была его подругой. Ошибочно утверждение, что бегарды - это мужская ветвь мирской части францисканского ордена - терциариев, а бегинки - женская (с. 309), хотя так считали многие авторы - от К. Каутского до Б. Я Рамма. Достаточно перечитать изданные во Франции допросы инквизиторов Б. Ги и другие труды. Претензии к данному разделу, во многом связанные с уже упоминавшимся отсутствием общего введения о роли церкви и христианства (католицизма) в жизни города и общества, можно было бы продолжить.
"Политическая организация средневекового города" досконально разобрана Н. А. Хачатурян (с. 313 и след.). Несколько смущает название одного из параграфов - "От демократии к тирании" (с. 331). И в данном разделе недостаточно внимания уделено "церковному элементу".
Читатель с интересом ознакомится с последним разделом первого тома, в котором повествуется о "разных, разных, разных городах" - от Лондона до Копенгагена, включая и Кенигсберг и мало известную Фамагусту. Следует одобрить повторение подобной рубрики и в последующих томах.
Во втором томе увлекательно и на серьезном научном уровне разбираются проблемы: "Человек торгующий", "Мир ремесла и ремесленников", "Горожане и земля", "Городские маргиналы" и т.д. Отнюдь не заменяет специального изложения проблем, связанных с историей культуры (в привычном, узком смысле этого термина) и духовной жизни, раздел "Интеллектуальная и духовная деятельность. Наука и техника" (с. 197 и след.). Указанную проблему не удалось раскрыть в полной мере и в параграфе "Монашество в духовной жизни города" (Н. Ф. Усков). Интересны параграфы: "Интеллектуалы и интеллектуальный труд" (П. Ю. Уваров), "Наука и практика" (А. Я. Шевеленко и Е. Е. Бергер). Впрочем иногда возникают и вопросы. Почему внимание авторов сосредоточено только на монашестве? Разве "белое" духовенство не влияло на духовную (и прочую) жизнь городов? Изложение таких проблем, как "Университетская корпорация" и "Университетские степени", хорошо дополняется рассказом о Парижском университете (П. Ю. Уваров) (см. т. 4, с. 51 - 65).
В рубрике о "разных городах" подобраны примеры "специализированных городов": торгового (ганзейского) центра (Штральзунд), "индустриального" города (Фрейберг), крупного порта (Бристоль), Монпелье (университетского центра).
По своему содержанию 2-й том примыкает к некоторым дореволюционным изданиям, таким как работа директора Царскосельской гимназии К. А. Иванова "Средневековый город и его оби-
стр. 171
татели" (переиздана - М. 1996 и след. - "Многоликое средневековье") и книга Н. Г. Тарасова и С. П. Моравского "Культурно-исторические картины из жизни Западной Европы IV-XVIII веков" (М. 1903), а также "Феодальный быт" (М. 1925).
Основными для третьего тома являются два раздела: "Власть, иерархия и противоречия в средневековом городе" (с. 8 и след.) и "Равновесие в городе" (с. 166 и след.). В первом лишь два материала носят обобщающий характер - Уварова - "Община горожан: структура и конфликты" (название подраздела) и Сванидзе - "Стратегия удержания власти: к вопросу о "демократии" в средневековом городе XV века". Остальные же материалы посвящены конкретным сюжетам в истории конкретных городов.
Название подраздела - "Коллизии городской жизни" - очевидно призвано конкретизировать упомянутый в названии первого раздела термин - "противоречия". Здесь упоминаются некоторые стороны церковной жизни, что однако, не возмещает отсутствия самостоятельного раздела о церкви и религии. Но, пожалуй, главная претензия к данному подразделу - полное отсутствие упоминаний о классовой, социальной борьбе.
Идея единства в средневековом городе подчеркивается в разделе "Равновесие в городе". Термин "равновесие" подкрепляется и названиями параграфов: "социальное единство", "социальный контроль" и "социальное взаимодействие". В разделе "Горожанин и право" (с. 232 и след.) фигурирует близкий к указанным терминам "фактор единения". Но можно ли представить и понять историю, например, средневековой Франции без рассмотрения движения пастушков, или Жакерии, в которых огромную роль сыграли города, или таких непосредственно городских восстаний, как движения тюшенов и кабошьенов? Разве не городские жители составляли большинство сторонников У. Тайлера в Англии? Можно вспомнить и движение Дольчино в Италии, где города играли решающую роль, и многие другие народные (и еретические) выступления.
Раздел "Повседневная жизнь города и ценности горожан" (с. 279 и след.) примыкает по содержанию к предыдущему - второму-тому. Здесь преобладает изложение конкретных сюжетов. Общий характер носит лишь очерк Д. Э. Харитоновича "Горожанин и время". Интересен раздел "Зрелища и праздники в городе" (с. 319 и след.). Пожалуй, следовало бы вспомнить и о работах Н. А. Сидоровой, посвященных "народной культуре", а также о книге И. Хейзинги "Homo ludens. В тени завтрашнего дня".
Оригинально редакцией решена в этом томе рубрика о "разных городах". Здесь помещены отрывки из записок кастильского идальго Перу Тафура, выпустившего в середине XV в. книгу, рассказывающую о его путешествии по средиземноморским и немецким землям (с. 362 и след.).
Четвертый том открывается разделом "Город и государство". Читатель обратит внимание на серьезные теоретические статьи Е. В. Гутновой: "Город, бюргерство и феодальная монархия" и "Города и сословные собрания". Большинство статей этого тома носит обобщающий характер. Это можно сказать, в частности, о двух статьях, вошедших в следующий раздел "Город в системе коммуникаций" (с. 84 и след.): А. Я. Шевеленко - "Коммуникации в городе и между городами" и Т. Ю. Стукалова "Монеты, монетное обращение. Монетные союзы". Тема "Союзы городов" (с. 120 и след.) изложена конкретно- исторически, хотя здесь напрашивались определенные обобщения.
В разделе "Города в социальных и политических событиях эпохи", к сожалению, опять-таки отсутствуют материалы о классовой, социальной борьбе. Лишь мимолетно упоминается в статье о восстании У. Тайлера (с. 277 - 278). Удачен очерк М. М. Горелова "Норманнская и английская колониальная экспансия в Ирландии и город" (с. 282 и след.). Показана роль городов в организации морских путешествий, великих географических открытиях и первых колониальных захватах.
Привлекают рассказы о Венеции, Константинополе, Лиссабоне, Стокгольме.
Издание значительно расширяет объем знаний о средневековом городе, как и в целом кругозор современного читателя.
Чего же не хватает этому изданию? Многие списки литературы могли бы быть пополнены трудами отечественных авторов. К сожалению, не упоминаются соответствующие тома "Всемирной истории" (т. III - от конца Античности до конца XV в.; т. IV - с начала XVI до середины XVII века). Следовало бы подробнее рассказать о традициях дореволюционной медиевистики. Более последовательного и убедительного разбора требуют общетеоретические вопросы истории средневекового города.
стр. 172