Пушкарева И.М. — Общественная мысль России XVIII — начала XX века. N 2.

Материал из Проект Дворяне - Вики

Перейти к: навигация, поиск

И. М. ПУШКАРЕВА. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА// Вопросы истории. 2006. №2. С.166-168.


Энциклопедия. М. РОССПЭН. 2005. 635 с.

Выход в свет по-своему уникальной энциклопедии "Общественная мысль России XVIII начала XX века" - заметное событие в исторической науке. Это, пожалуй, одна из наиболее удачных попыток не только проследить процесс развития общественной мысли России, но и выйти за рамки узко профессионального подхода, ориентируясь на многообразие персоналий, идеологий, социально-политических течений и понятий на протяжении более 200 лет истории страны.

В энциклопедии представлены взгляды, воззрения, концепции, теории общественного развития, социально-политические программы, манифесты, законодательные акты, а также идеалы и настроения социальных слоев, групп, общественных движений и политических партий России, личные убеждения, мировоззрение многих мыслящих людей нашего Отечества. Она включает свыше 300 статей. В них использованы материалы многих архивных фондов. В конце каждой из статей приведены указания на дореволюционные отечественные, новейшие российские и зарубежные издания.

Подход авторов энциклопедически историчен. Вместе с тем составители стремились к расширению эпистемологических рамок, поскольку в современных гуманитарных исследованиях границы, особенно между философией, политологией, социологией, социальной психологией, часто бывают не столь очевидны. Между тем, научно-справочные книги обычно детально рассматривают только одну из областей гуманитарных наук. Но, как известно, сам термин "энциклопедия" родился как генерализирующее понятие. Новая энциклопедия при обращении ко многим персоналиям, следуя этим энциклопедическим принципам, дает возможность ощутить разные гуманитарные науки в концепциях отечественных мыслителей. Особое место в ней отводится тем из них, которых часто затруднительно отнести к аналитикам и профессионалам только одной области знаний. Таков, например, правовед М. М. Ковалевский, который был социологом, историком, этнографом, общественным и политическим деятелем. Или - П. Н. Милюков, не только профессиональный историк, но и философ, публицист, теоретик, лидер политической партии. Философ Б. А. Кистяковский был также социологом, юристом, публицистом. Историк В. С. Соловьев - религиозным философом, публицистом, занимался поэзией. Этот список можно продолжить.

Одним из основных критериев отбора лиц, связанных с развитием общественной мысли в России, была весомость вклада ученого, публициста, общественного деятеля в интеллектуальное достояние нации. В подавляющем большинстве биографические статьи дают ответ на вопрос, что именно нового было внесено тем или иным мыслителем в общественно-политическую мысль России. Богатство мысли лучших умов прошлого хорошо представлено в статьях об ученых, многие из которых поднялись в своих трудах к высотам видения насущных проблем не только своей страны, но и цивилизованного мира (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. И. Вернадский, В. И. Герье, А. Д. Градовский, Т. Н. Грановский, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, П. Я. Чаадаев, В. Е. Жаботинский и др.). Названы в энциклопедии и замечательные религиозные мыслители, стремившиеся подойти к осмыслению духовных и социальных вопросов, требующих разрешения (Феофан Прокопович, Филарет Дроздов, Иоанн Кронштадский, Платон Левшин и др.). Пожеланием на будущее здесь может быть только расширение персоналий, принадлежавших к демократическому направлению историографии (например, включение в энциклопедию того же И. Г. Прыжова - историка, этнографа, публициста, писателя с его исследованиями народной жизни и др.)

Связанными в жизни общим духовным началом представлены в энциклопедии идеологи различных течений консервативного, либерального и революционного направлений общественно-политической мысли и политического действия (М. А. Бакунин, Н. Ф. Даниельсон, П. А. Кропоткин, П. Б. Струве, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихо-

стр. 166



миров, В. М. Чернов, И. Г. Церетели и др.). Некоторые из них в начале XX в. становились лидерами политических партий. Названы и публицисты тех направлений, которые оказывали воздействие на умонастроения общества (В. Г. Белинский, В. А. Грингмут, Н. А. Добролюбов, М. И. Меньшиков, В. П. Мещерский, Н. К. Михайловский, Д. И. Писарев и др.), а также писатели и поэты, чьи произведения поднялись до раскрытия видения российской действительности с разрывающими ее противоречиями в повседневной жизни (А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, СМ. Кравчинский и др.). В энциклопедию включен и ряд персоналий, о которых в специальных научно-справочных изданиях говорилось довольно скупо (публицист Я. В. Абрамов, экономист и философ А. В. Базаров, земский деятель А. И. Васильчиков, писатель-просветитель Исмаил-бек Гаспринский, правовед В. М. Гессен, экономист Н. И. Зибер, народник-публицист И. И. Каблиц, правовед Н. М. Коркунов и т.д.).

Из числа лучших умов государственных деятелей России выбраны наиболее известные, в разное время влиявшие на политику правительства (М. М. Сперанский, П. Д. Киселев, С. С. Уваров, К. П. Победоносцев, Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др.). Обстоятельные статьи о Петре I, "Правде воли монаршей", "Письмах и бумагах" и др., а также о Екатерине II с ее "Записками" и "Наказами" соответствуют концепции издания. В меньшей степени она согласуется с личностью Александра II, царствование которого просто совпало с глубокими давно назревшими духовными сдвигами и преобразованиями в России, сделав его "реформатором" при выдающихся личностях - от Я. И. Ростовцева до М. Т. Лорис-Меликова. Не очень ясно, какой "вклад в интеллектуальное достояние нации" вровень с мыслителями XIX в. внесли Александр I и Николай I, лишь "повелевавшие" или "одобрявшие" планы преобразований, разработанные записками государственных деятелей? Под этот критерий подходят и Александр III, и Николай II, почему-то не включенные в энциклопедию. Кстати, давая оценку времени Николая I, стоит ли игнорировать мироощущение его современников - ученых и писателей (А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и др.), их высказывания о том, что самодержавие "зажимало" прогрессивную общественную мысль в стране? Вряд ли стоит забывать, что "цензурные рогатки" авторитарной системы в России были формально отменены Манифестом 17 октября 1905 г., но в обществе и после этого шла борьба за реализацию того, что было обещано законом. Не случайно многие российские мыслители, яркие представители общественной мысли устремлялись в эмиграцию и там искали возможность выражения своих взглядов. Вообще благостное представление о духовной атмосфере, царящей в стране при императорах, - явный "перебор", который присутствует в современной историографии.

К сожалению, выбор словника для энциклопедии побуждает читателя думать, что общественная и культурная жизнь России XIX-XX вв. была отдана "на откуп" мужчинам. В числе более чем 200 имен представителей общественной мысли, собранных в энциклопедии, названы только два женских из XVIII в. (и более чем известных): Екатерина II и Е. Р. Дашкова. Между тем, Россия, как никакая другая страна в XIX- начале XX в., представила немало женщин-ученых, писательниц, публицисток, не говоря уже об общественных деятельницах. О них написаны десятки монографий в нашей стране и за рубежом. Один из ярких примеров - Е. П. Блаватская, мыслитель, философ, публицист, писательница, путешественница, известная в мировой культуре (и не меньше, чем в России ее двоюродный брат С. Ю. Витте), прославившаяся как одна из немногих в мировой философии женщин, создавших свое учение, основавшая теософическое Общества богомудров. Было бы полезным в связи с сегодняшним вниманием к истории феминизма и тендерной истории расширить концепцию издания, представить появление в России в XIX в. таких активных деятельниц как М. В. Трубникова, Н. В. Стасова, А. П. Философова, Е. И. Конради, А. М. Евреинова, Е. И. Лихачева, М. И. Покровская, О. А. Шапир и др.). Энциклопедия должна содержать характеристику самого женского движения ("равноправок"), а также некоторых организаций и союзов, легших в основу первых женских партий.

Рецензируемое издание интересно статьями об используемых в литературе общественно-политических понятиях в их российском контексте. В каждом конкретном случае в них указывается, когда и кем то или иное понятие было впервые введено в оборот, как оно трактовалось в западной и российской общественной мысли XVIII - начала XX века. Понятийные статьи об общественно-политических направлениях и течениях (консерватизм, либерализм, анархизм, западничество, славянофильство, народничество и др.) кроме их общей характеристики, указывают и на наиболее видных представителей этих течений, дают оценку их деятельности. С учетом новых изысканий в энциклопедии раскрывается содержание широко известных течений и проявлений общественной мысли (просветительство, почвенничество, нигилизм, богостроительство, богоискательство, экономизм и т.д.).

стр. 167



Статьи о религиях и конфессиях, о православии, старообрядчестве, исламе, буддизме, иудаизме, католичестве дают возможность сравнить их религиозные и конфессиональные особенности.

В энциклопедии заострено внимание на том, как на определенных этапах эволюции российского социума шло внедрение в массы оформившихся общих мыслей и представлений политологического характера, отражавших как категории реальной действительности (абсолютизм, теория официальной народности), так и идеалы ее переустройства (конституционализм, гражданское общество). В энциклопедии выделено место для понятий, определявших в свое время направление общественно-политических движений в России, а в течение последних лет находившихся в фокусе при анализе государственной политики и общественного строя (парламентаризм, федерализм, правовое государство, русская идея др.).

Как важное наследие российской цивилизации представлены в энциклопедии обе фракции социал-демократии: большевизм, как леворадикальное течение в российском марксизме, идеология и субкультура сторонников и последователей мыслителя и теоретика В. И. Ленина, а также меньшевизм, как направление общественной мысли, общественно-политического движения социалистической ориентации, воспринявшее ряд идей экономизма, имевшее своих лидеров - Г. В. Плеханова, Л. О. Мартова и др. Статья о христианском социализме впервые по сравнению с другими научно-справочными изданиями по-энциклопедически сжато, но весьма внятно представляет это течение общественной мысли в России, связанное с идеями социализма. В новую энциклопедию включены понятия, сведения о которых не всегда можно найти в справочных изданиях (соборность, культурничество, космизм, трудовичество, теория "малых дел" и др.). С учетом новой исторической литературы написаны статьи об общине, кооперации, старообрядчестве. Статью об Учредительном собрании предваряет уместное историографическое обобщение. Аналогичной могла бы быть отсутствующая в книге статья о Советах, имевших западную родословную (Парижская коммуна), возникших в России в во время борьбы в обществе за российский парламент в 1905 г., а в 1917 г. оформивших пространство Советской власти и прекративших свое существование с расстрелом Верховного совета в России в 1993 году.

Составители стремились к тому, чтобы "диапазон идейной и политической ориентации" примерно 50 статей о периодических изданиях общественно-политического характера (журналы, газеты, сборники) отражал разнообразную палитру направлений и оттенков общественной мысли XVIII начала XX века. Действительно, эти издания выражают позицию определенных общественных сил, которые служили выразителями взглядов и настроений определенных социальных групп, являясь проводниками идеологических и политических убеждений, принципов как официозного, так и оппозиционного характера.

Взятый в целом материал энциклопедии вместе с исходными общественно-политическими понятиями, персоналиями и периодическими изданиями более полно, чем это делалось в других изданиях, сходных по замыслу, воссоздает картину генезиса и особенностей общественно-политической мысли в России, которая развивалась в русле мировой общественной мысли. Можно согласиться с автором предисловия и руководителем проекта В. В. Журавлевым: создатели энциклопедии достигли своей цели. Они предоставили читателям возможность освоить и оценить мировоззренческое многообразие прошлых эпох с позиций осмысления исторических предпосылок перехода современной России к идейному плюрализму и задуматься над тем, что многие из прошлых идей, взглядов, течений общественной жизни могут возродиться и зажить новой жизнью.

Новая энциклопедия уже сейчас активно востребована и далее будет служить настольной книгой всех интересующихся историей России XVIII - начала XX в., "биографической историей" ее общественной мысли. К сожалению, в этом нужном и полезном издании отсутствуют список содержащихся в нем статей и указатель имен, которыми далеко не исчерпывается в рецензируемой энциклопедии существующий словник персоналий.

стр. 168

Просмотры
Личные инструменты